воскресенье, 5 августа 2018 г.

Проект "По следам ошибок" - разбираемся и запускаем!


НЕМНОГО О ПРОЕКТЕ «ПО СЛЕДАМ ОШИБОК» 

Часто работа над ошибками (РНО) носит чисто формальный характер. Дети выполняют РНО потому, что так требует учитель. А учитель заставляет, потому что такие требования по оформлению тетради или просто «так положено». 

Давно я задумала выработать хорошую методику работы с ошибками. Да что там методику! Я пытаюсь превратить эту работу в мощную коррекционную технологию. 

"Кто ничего не делает, тот и не ошибается" - гласит народная мудрость. По сути, не ошибается тот, кто не живет))) А вот тут и зацепочка: значит надо что-то с этими ошибками делать? Не оставлять же их без внимания? Ведь все в жизни имеет смысл. И ошибки (от которых порой шибко неуютно) тоже! Получается, что здорово было бы уметь анализировать свои успехи и ошибки. Не бояться их надо, а уметь с ними ладить. Да,да, именно ладить. Ведь никто из нас в жизни не прожил ни одного дня без ошибок. 

А что такое ошибка? Это то, что не имеет места в традиционном варианте написания, поведения. Это что-то неверное, неправильное. Попробуйте спросить того, кто не читал начала этой статьи,  ошибка – это хорошо или плохо? 

99% процентов ответят – «плохо». Ведь это что-то неверное, ложное, противоречивое истине.  Ага, ключевое слово - ПРОТИВОРЕЧИВОЕ! Именно это противоречие и дает право некоторым из нас утверждать, что ошибка – это не всегда плохо))), ведь наше развитие происходит благодаря разным противоречиям. И только! Но это только в том случае, когда ошибка указывает на то, с чем нужно поработать. И не важно, в чем ты сделал ошибку: будь то орфографическое правило или жизненная ситуация, очень важно дать понять детям, что не стыдно делать ошибки (ведь и мы, взрослые, их допускаем тоже), стыдно не захотеть их исправить, не превратить «минус» в «плюс». 

Но хорошо, допустим, захотел ребенок исправить ошибку. Вот тут второй подводный камень . А как это сделать так, чтобы не повторять их снова? Пожалуй, со мной согласятся многие, что совершенно недостаточно прописать слово на строчке несколько раз. Да хоть 100 раз! Без особого подхода и приемов настоящей работы не получится. Нужны, на мой счет, 2 основных момента в данной работе. Во-первых, анализ (в какой части слова ошибка, в какой части речи, в каком месте в предложении…, какая орфограмма, почему и т.д.) Во-вторых, нужен навык выполнения чего-то (написание орфограмм или, если рассматривать просто жизнь, навык «другого» нужного поведения в какой-то ситуации). И, если первому моменту некоторые учителя уделяют более или менее достаточное внимание, то отработка навыка остается в лучшем случае на уроке во время орфографических минуток. По сути ошибка при такой работе будет повторятся вновь и вновь. Потому что в современной школе работа над ошибками пока находится на визуальном уровне "видимости" (заполнил строчки с палочками или нет). Я давно работаю над тем, чтобы сделать РНО реально полезной и интересной. Какие проблемы меня встретили и что я делала (коротко)

ПРОБЛЕМА 1 - КАК НАУЧИТЬ РАБОТАТЬ С ОШИБКАМИ? 

САМОЕ ГЛАВНОЕ - научить САМОМОНИТОРИНГУ!  В тетради ошибку НЕ ИСПРАВЛЯТЬ, а просто подчеркнуть! Пусть ребенок САМ учится анализировать, к какой категории эта ошибка относится. А, открывая тетрадь, первая минута должна быть посвящена АНАЛИЗУ "вчерашних" ошибок и постановки цели: "на что я лично сегодня должен больше обратить внимание!"

На полях выставлять МИНУСЫ, которые должны превратиться в ПЛЮС, если ошибка отработана! Минус в плюс исправляет учитель по итогам отработки.


Используем стикеры-БЕГУНКИ разных цветов. Один бегунок СИНИЙ (можно цвета менять по договоренности) идет в ногу со всеми по ходу продвижения темы, он у всех всегда в одном и том же месте в рабочей тетради). Другой бегунок КРАСНЫЙ – с личной скорость продвижения вперед. Он находится на странице с первым минусом и будет передвигаться вперед по мере превращения минуса в плюс.



Делюсь своей любимой фишечкой из серии приемов работы с ошибками в формате формирующей отметки, которую я называю "ПЛАСТИЛИНОВАЯ ОТМЕТКА" (отметка, которую можно лепить). Работая в дополнительных тренажерках и иногда в домашней самостоятельной работе предлагаю ребенку выбрать самому отметку. Это очень хорошо ложится в мою отработанную систему "МИНУС В ПЛЮС", прямо пазл к пазлу. Как это работает? Ребенок получает проверенную работу, в которой возле каждого задания ставится плюс или минус. ПЛЮС - выполнено все правильно. МИНУС - есть ошибки или недочеты. Чтобы повысить отметку за всю работу, надо не просто исправить ошибку, а отработать конкретную орфограмму (пробел) и сдать по этой орфограмме "экзамен" (выполнить карточку или написать под диктовку определенный материал на выбор учителя...). Для отработки орфограмм у нас есть целая папка с упражнениями, а также блог https://hochuzna.blogspot.ru/, в котором есть целые странички для отработки (в них есть теоретическая часть, упражнения и задания для самопроверки)... . Итак, ученик отработал, сдал... Выбор отметки подтвердил - молодец, отметку я исправляю прямо в ЭЖ.  Цель данного приема - сделать отметку не констатирующей, а формирующей, когда ошибка не принижает, а, напротив, толкает расти дальше. Итог - довольно уверенное и заметное повышение качества образовательных навыков.

ПРОБЛЕМА 2 - КОГДА РАБОТАТЬ С ОШИБКАМИ? 
Работа над ошибками может проводиться в урочное время, если учителем замечены типичные ошибки у детей и на них отводится время для актуализации знаний для всех учеников сразу. Если учитель ведет мониторинг (отмечает индивидуальные ошибки детей, например, в таблице), то в процессе урока он может целенаправленно активизировать конкретных учеников на проговаривание или объяснение западающих понятий или навыков. 
Но чаще всего РНО автоматически отводится на самостоятельную отработку в домашнем задании. При этом учитель чаще всего не учитывает, что это серьезная часть ДЗ требует порой больше времени, чем основная часть ДЗ. Именно поэтому НАША ДОМАШНЯЯ РАБОТА  состоит минимум из двух частей. Первая часть - ОБЩАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ. Она  предназначена для отработки или закрепления навыка после пройденной темы. Как правило, это небольшие упражнения на закрепление новой темы. Вторая часть - ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ (коррекционная или продвинутая) - для отработки индивидуальных типичных ошибок для более слабых учеников и задания повышенной трудности для более продвинутых учащихся. 



ПРОБЛЕМА 3 – КАК РАБОТАТЬ С ОШИБКАМИ ПОСЛЕ К/Р? 

Прошла к/р. Дети с учителем анализируют ошибки. Вписывают в индивидуальный лист мониторинга. Я для каждого ученика, получившего низкую оценку, делаю лист для отработки «По следам ошибок», в который набираю те задания, которые будут конкретно отрабатывать определенный навык. После нескольких дней отработки (а такие задания я буду давать ученику во 2-ой части д/з каждый день!) я даю ученику повторную К\Р с аналогичными заданиями для вторичной проверки. Если недельная работа велась качественно, то вторичная к/р должна показать повышение качества работы (причем не только ученика, но и учителя тоже!) Где быстро набрать для учеников нужный материал для отработки пробелов?   Ведь, «сочиняя» под каждого ребенка задания, учителю просто не хватит и 24 часов в сутки!!! 


ПРОБЛЕМА 4 – ГДЕ ХРАНИТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ И ИСКАТЬ ИХ БЫСТРО? 
Отсюда следует, что НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ БАНК РАЗНООБРАЗНЫХ ЗАДАНИЙ на отработку определенных орфограмм. Несомненно, в продаже есть замечательные пособия Узоровой, Нефедовой, Голубь и другие, которые были созданы авторами для отработки навыков. 


Но время летит вперед. И, имея компьютер и принтер под рукой, работая в сетевом взаимодействии с детьми, родителями и коллегами в Сети через сайты, очень удобно иметь подобные задания в электронном варианте. Тогда любой ученик или его родитель, имея на руках лист самомониторинга (где отмечены ребенком план – с чем надо поработать на неделе) или читая пометки к отметке в ЭЖ, может легко и интересно работать с ошибками дома или в классе на самоподготовке*. 




 ПРИГЛАШАЮ ЖЕЛАЮЩИХ РЕШИТЬ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ СООБЩА))) 

Нас, учителей, которые хотят видеть качественную РНО, по стране не один десяток. Как говорится, с миру по нитке… Самое интересное в этом проекте то, что можно специально не сочинять задания. 
Первое – надо поискать в своих компьютерных залежах разные задания для практического материала для карточек разной трудности. Но самое главное, чтобы они были направлены на отработку определенной орфограммы. Другой вариант – по мере учебного процесса вы наверняка будете печатать для уроков карточки в электронном варианте. И то и другое ПОСТЕПЕННО будет занимать «свое» место в банке. Банк один, а пользоваться будем им все мы. Упражнения высылать на мой адрес raduga1234567@mail.ru или выставлять в каталоге на временной РАБОЧЕЙ страничке 

Второе - создать ИНТЕРНЕТ-ПЛОЩАДКУ для общего доступа учителей, учеников, родителей с целью отработки тем. Сделать интересные насыщенные тематические странички с разным контентом: теория, схемы, карточки для копирования или работы в тетради, игры, тесты, тренажеры … Блог уже имеет первичное наполнение https://hochuzna.blogspot.com Заходите, смотрите, предлагайте идеи и практическую помощь 



Третье - создать КАТАЛОГ «ПО СЛЕДАМ ОШИБОК», в котором будут лаконичные данные по теме, советы, образец оформления, алгоритм выполнения для качественной отработки, отправные ссылки и QR-коды на тематические страницы блога. Пробный вариант каталога начат https://docs.google.com/presentation/d/1MrHAnbdNeSkbRhiQLTQa5vzu6mJK7FZ9jVgzgcM-4U4/edit?usp=sharing Заходите, смотрите, предлагайте идеи и конкретную практическую помощь 

Итак, ЧТО КОНКРЕТНО МОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ПРОЕКТА ПРЯМО СЕЙЧАС:

1. Поиск или создание текстовых упражнений для письменной работы (для карточек) 

2. Ищем в сети ссылки на интересные он-лайн тесты, тренажеры, игры на разные орфограммы, темы… На РАБОЧЕЙ страничке КАТАЛОГА, посвященной каждой конкретной орфограмме, можно размещать ссылки на тренажеры, выполненные коллегами в виде презентаций или флэш-играх, а также на тематические тесты. Можно делать авторские электронные пособия. 

3. Кто умеет работать в блоге, нужна административная оформительская помощь. Открываю доступ к админке, наполняем и оформляем странички вместе. 

4. Возможно, кто-то возьмет на себя оформление каталога по математике (не без моей помощи). Увы, мне сразу все не потянуть! Пока делаем русский язык… Но нас много. Возможно, кто-то параллельно возьмется за математику? 

5. В комментариях жду ваши реальные практические идеи. 

6. В группе "Учительские фишечки" (Фейсбук) открываем групповой чат для общения с активом проекта (актив собираем из самых-самых желающих стать авторами сборника)

ВНИМАНИЕ! 

Сроки проекта: 2018-2019 учебный год с последующими коррекционными работами. 

Очень важное условие – не перепечатывать задания с авторских пособий, в которых есть фраза о том, что даже частичное копирование не разрешается. Если этого не написано, а вы хотите выставить заимствованный вариант, просьба указывать автора. Задания, придуманные Вами лично, будут иметь Ваше авторство в сносках. По желанию Ваши фамилии будут являться одновременно активными гиперссылками на Ваш сайт или блог. 

Самые активные участника проекта войдут в список авторов проекта и получат благодарности, грамоты, сертификаты с печатью регионального отделения Российской Ассоциации Чтения, каковой является наша школа.

Готовый каталог можно использовать точечно на конкретных уроках, можно распечатывать в виде брошюры для общего пользования.


Данная работа не может быть использована в коммерческих целях без согласия всех авторов-составителей каталога



Нельзя выставлять данный каталог частично или цельно на других площадках интернета


Большая просьба не распространять ссылку на рабочий вариант каталога (чистовой вариант будет сформирован по итогам промежуточной совместной работы. 

Чистовой вариант каталога  может корректироваться.

9 комментариев:

  1. Из необходимого. ЗдОрово!) Был бы результат... Спасибо!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А он уже есть))) Я так работаю давно. Не люблю быть голословной)))

      Удалить
    2. Уважаемая Елена! Я учитель начальных классов из Клайпедской прогимназии им. М.Горького Юрий Шапенков. Только что нашёл Ваш Дневник. Шикарная идея!!! Ещё полностью не познакомился. Буду изучать!!! Хочу сказать, что у нас в начальных классах безотметочная система. Я рад, ибо работаем спокойно. ОГРОМНОЕ ВНИМАНИЕ уделяем ФОРМИРУЮЩЕМУ ОЦЕНИВАНИЮ (следим за продвижением учеников до контрольной работы). По сути дела, средние ученики, и не только они, знают какими умениями и навыками они должны овладеть по нескольким темам ДО контрольной работы. Мы с коллегами составили списки умений и навыков по родному языку и математике. Если вести систематическую работу (формирующее оценивание) в классных и домашних работах, обращая внимание на недочёты, трудности (использую метод Петерсона, когда на уроке после сам. работы ученики, допустившие ошибки, исправив их, ещё раз получают подобные задания) к моменту написания контр. работы практически овладевают умениями, которые проверяются в конт. работе (ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ). В ней предлагаются задания разной степени сложности. После к. р. дети фиксируют свои результаты по отдельным умениям. Это своеобразный экран, который нагладно показывает ученикам и родителям достижения ученика. Если же ученик не справился с тем или иным умением, он тренируется, а затем сдаёт зачёт... И всё-таки работа над ошибками присутствует. Но я сделал главный для себя вывод. ФОРМИРУЮШЕЕ ОЧЕНИВАНИЕ (т. е. кропотливая работы до контр. работы со стороны ученика и учителя) - самый главный фактор!

      Удалить
    3. Что касается грамотного письма, могу сказать, что нет лучше методики М.Соловейчик. Мои ученики знают, что для грамотного написания слов самое главное нужно сначала 1. НАЙТИ, ОБНАРУЖИТЬ опасное место, орфограмму, а уже потом 2. найти в какой части слова она "спряталась" (в какой части пещеры), затем, 3. если можно подобрать проверочное слова или объяснить правописание. Если не знает, какую букву выбрать, ставит точку - сигнал опасности. "Окошко" (точка) лучше, чем ошибка! Поэтому в 1-ом классе нужно в первую очередь вооружить деток опознавательными признаками орфограмм - безударные гл., парные согл. по глухости-звонкости и т.д. Стараюсь ежедневно в начале урока писать несколько предложений с комментированием или самостоятельно. Ребёнок должен знать, как нужно работать, он должен знать алгоритм. При нахождении ошибок ученик тоже сначала по опознавательным признакам в каждом слове находит опасные места, объясняет, называя пров. слово. При этом убеждается в правильности написания слов или исправляет ошибки. Я, как правило, в тетради не указываю на ошибки, а лишь на полях отмечаю кол-во ошибок... Итак, САМОЕ ГЛАВНОЕ - НАЙТИ ОРФОГРАММУ. Если ученика приучить к этому очень важному шаг, то он обязатьно будет думать какую букву надо выбрать, узнав после обнаружения, в какой части слова она находится. Если - в приставке или суффиксе, вспоминает какие существуют прист. и суфф. Если в корне, подбирает проверочное слово, а, если в окончании, то тут уже свои законы и правила (узнают какой частью речи является слово и т. д.). Кстати, данная методика здорово помогает при написании изложений и сочинений...

      Удалить
  2. Здравствуйте, Елена Васильевна! Проблемный и нужный вопрос Вы подняли. РНО очень важна в начальной школе. И проект Вы разработали замечательный, нужный, думаю многим пригодится для работы. Работать над ошибками в классе-комплекте очень сложно, для себя у Вас подсмотрела несколько интересных идей. Очень понравилась идея с "-" и "+", обязательно воспользуюсь. Мониторинг ошибок - замечательный показатель для учителя и родителей! Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте. Проект больше для того, чтобы научить детей самостоятельно работать в рамках коррекции навыков грамотного письма. Мало того, кто-то из учителей, возможно, будет использовать упражнения на уроках. Мы ищем у коллег и разрабатываем сами интересные упражнения, развивающие игры, тренажеры...
      А что такое класс-комплект?

      Удалить
  3. Браво, девочки!!! Так быстро открылись новые странички в проекте: "Имена собственные и нарицательные", "Пропуски, замены, перестановки букв". У нас появилось столько интересных АВТОРСКИХ бесподобных заданий! Девочки, вы умницы!!! СПАСИБО, Светлана Иванюшина , Елена Шевалдина, Елена Климкович, Елена Сараева, Наталья Коняхина, Ирина Прокудина... Продолжаем работать дальше! Всех желающих ждем в нашем проекте!

    ОтветитьУдалить
  4. Не перестаю восхищаться нашими девчонками, работающими в проекте "По следам ошибок". Быстро, слаженно, творчески, мастерски и главное - ДРУЖНО получается собрать тему, в которой есть и схемы, и алгоритмы, и авторские интересные задания-карточки, и масса онлайн-тренажеров и игр.
    Уже собраны вместе и готовы к работе странички:
    «Имена собственные и нарицательные» https://hochuzna.blogspot.com/p/blog-page_72.html
    «Пропуски букв, замены, перестановки…» https://hochuzna.blogspot.com/p/blog-page_31.html
    «Непроизносимая согласная» https://hochuzna.blogspot.com/p/blog-page_40.html
    Только что собрана еще одна трудная тема "Безударные падежные окончания имен существительных" https://hochuzna.blogspot.com/p/blog-page_52.html
    Собирая блог, который должен помочь детям, учителю, родителям - организовать коррекционную работу с некоторыми проблемами учебного курса, вдруг поймала себя на мысли, что эти же самые странички можно легко использовать в формате "Перевернутый класс". Теоретическая часть прописывается так скрупулезно, понятно и интересно, что вполне может заменить объяснения учителя. Будем пробовать, девочки, работать по-разному. И снова благодарю моих великих помощниц-соавторов островка знаний: Елена Климкович, Елена Шевалдина, Елена Озолина, Ирина Прокудина (Irina Prokudina), Светлана Иванюшина - вы кудесницы!!! Благодарю судьбу за встречу с вами! Потому что в такой работе невольно вдруг понимаешь - свой человек. Вот так и зарождается дружба)))) И снова я зову к нам желающих: АУ, кто хочет поработать с нами? Мы всем рады в своей компании. Главное - ваши идеи, ваши материалы по темам, ваше желание чему-то научиться друг у друга и просто интересно пообщаться в процессе создания нашего островка знаний.

    ОтветитьУдалить
  5. Ура, ура, ураааа... Мы сделали еще одну страничку по теме "Правописание окончаний имен прилагательных" https://hochuzna.blogspot.com/p/blog-page_95.html Сделали уже два дня назад, но у меня случился сбой с размещением тренажеров, которые вдруг стали чудить. Пока разобралась, что к чему... И вот , слава богу, все встало на свои места!! Девочки, вы просто кудесницы: Елена Шевалдина, Елена Климкович, Елена Озолина, Светлана Иванюшина!!! Куча замечательных познавательных авторских заданий на карточках,рифмоправил, текстовых заданий, тренажеров для самопроверки... Мы рады, что к нам присоединились Марина Дементьева и Эльвира Шемякина. На самом деле работа не так трудна, когда в ней интересно, когда через край эмоций (групповой чат надо издавать отдельной книгой - бестселлер чистой воды)))), когда одни идеи рождают другие... Честно-честно!!! Все так и есть. Не верите, приходите к нам, сами проверите))) Если серьезно, приглашаем всех желающих в нашу творческую группу. Ждем Вашу конструктивную критику (+советы) и новые идеи в комментариях тоже.

    ОтветитьУдалить