среда, 24 июня 2020 г.

От притчи к делу... Уроки мудрости.

Люблю я притчи. Есть в них зерна, которые в тексте лежат прямо на поверхности. Но, если они так и останутся лежать на поверхности, толку от них не будет никакого. Зерна нужны для того, чтобы из взращивать.
Люблю я притчи. Люблю не только читать и осмысливать. Я люблю собирать зернышки, которые можно сеять с детьми в классе. Сеять и растить...

Можно собрать целую коллекцию таких "классных" зернышек. Но не просто собрать, а попробовать сделать их помощниками в нашей работе.

ПРИТЧА О ВОЗДУШНЫХ ШАРАХ... И О СЧАСТЬЕ
Учитель принёс в школу воздушные шары и попросил детей взять их и написать на них свои имена.
Затем все воздушные шары вынесли в коридор и учитель их смешал. Учитель дал детям 5 минут, чтобы каждый нашел шарик со своим именем. Дети побежали искать, но время закончилось, и никто не нашёл своего шара...
Тогда учитель попросил детей: возьмите шарик, который лежит рядом и дайте его человеку, чьё имя написано на нём. Прошло меньше двух минут и у каждого был свой шарик в руках.
Наконец-то учитель подвёл итоги и пояснил детям мораль данного эксперимента:
"Воздушные шары как счастье. Один не найдёт его, если он ищет его только для себя. Но если все заботятся друг о друге, можно быстрее его найти".

Я добавлю...
Часто бывает так, что, делая других людей счастливее, счастливее становишься и сам. Обязательно попробую с детьми провести нечто подобное, чтобы дать возможность ребенку ощутить свою значимость в поиске шара счастья для другого. При этом ты реально получаешь не только свой шар счастья от другого, а еще и дозу радости, потому что помог кому-то найти свой шар счастья. Да, я бы немного изменила этот урок (=эксперимент)... Надо дать детям возможность самим придумать разные варианты, как сделать этот процесс поиска быстрее и радостнее. Я точно знаю, что сама не открою им этот рецепт. И точно знаю, что они найдут решение сами. Этим самым я дам возможность получить еще одну дозу счастья от того, что дети сами нашли дорогу к счастью)))
ПРИТЧА О ПОМИДОРАХ ... И ОБИДАХ
Однажды учитель попросил учеников записать на листочке имена всех людей, которых они ненавидят. Когда они сделали это, учитель сказал им принести на следующий день в школу пакетик с помидорами по количеству записанных имён. Некоторые дети принесли пакетик с двумя помидорами, у других было три помидора, пять, или даже десять. Учитель попросил учеников носить с собой эти помидоры на протяжении двух недель. Но уже через пару дней ребята стали жаловаться на плохой запах гниющих овощей. Нескольким ученикам было тяжело повсюду носить с собой десяток помидоров. Запах был слишком резкий и сильный.
Через неделю учитель собрал класс, ещё раз выслушал их жалобы и сказал:
— Всё это очень похоже на то, что вы носите в своём сердце, когда вам не нравятся некоторые люди. Ненависть разъедает душу и делает её больной. Если вы не можете переносить запах испорченных помидоров через неделю, представьте себе «аромат» от горечи и злобы, которые вы носите в своём сердце каждый день!
Сердце — это красивый сад, который нужно регулярно чистить от сорняков, т.е. прощать тех, кто разозлил вас. Это освобождает в нём место для действительно хороших вещей.
Не берите от жизни все, берите только лучшее!

Как применить...
Хорошая притча для "посева", но на практике помидоры в школу не потаскаешь. Притчу можно обсудить и попросить детей предложить свои способы проверки, заменив обиду на что-то другое. В одном из классов мы выбрали, что обида - это камень. Даже самый маленький камушек, попавший в обувь, будет доставлять неприятные ощущения и неудобства. Даже этот маленький камушек может помешать быть первым и успешным... У нас в классе была хорошая традиция - в конце каждой четверти мы проводили урок прощания. Садились в круг и освобождались от груза накопленных обид, вспоминая, когда обиделся на кого-то или кого-то обидел. Дети привыкли говорить об этом открыто. Всем хотелось уйти на каникулы легко и радостно. Привычка каяться и прощать становится нормой. Иногда бывали такие встречи, когда многие уже давно выбросили камни обид из сердца, не дожидаясь этой встречи. 

ПРИТЧА О ДНЕ ПРИЗНАНИЯ В ЛЮБВИ

Однажды ученик спросил Учителя:
- Учитель, скажи, существует ли день, наиболее благоприятный для того, чтобы признаться в любви?
- День? - удивился Учитель.
- Ну, может быть, день недели или число месяца…
- А-а-а, день недели… - кивнул Учитель.
- Да, конечно. Этот день - среда, - и хитро посмотрел на учеников.
Те схватили свои тетради и стали записывать сказанное
Учителем.
- А ты почему не записываешь? - строго спросил он ученика, который сидел прямо и улыбался, глядя на Учителя.
- Потому что я знаю, что ты скажешь дальше, Учитель.
- И что же? - Учитель, нахмурившись, поднял руку, и все ученики замерли.
Тогда ученик, который не записывал, сказал:
- Это также вторник, пятница, суббота, понедельник, четверг и воскресенье.
- Ты прав, - сказал Учитель. - Только я хотел назвать сначала пятницу, а потом вторник. Ученики зашумели, радуясь тому, что их товарищ сказал почти всё правильно. А потом один из них спросил:
- Учитель, именно такая последовательность? Учитель внимательно посмотрел на ученика, который дал почти правильный ответ и сделал ему знак рукой:
- Ответь!
- Только один день, - сказал тот.
- Этот день - СЕГОДНЯ.
Для своих детей я бы упростила текст...
Однажды на уроке ученики и учитель беседовали о любви и добрых взаимоотношениях. Учитель говорил детям о том, что для признания в любви есть один особенный день. Ребятам захотелось узнать, что это за день. Это день недели или какая-то особая дата, праздник, событие? На что учитель ответил: "У этого дня одно название - СЕГОДНЯ!" 
***
Хорошая притча для того, чтобы приучать детей говорить друг другу, родителям, учителям добрые слова сегодня, не дожидаясь особых дней. В классе можно открыть торжественно добрую почту. Пусть пишут друзьям, родителям, учителям свои благодарности, признания, пожелания...
Продолжение следует...

Источник: https://pritchi.ru/id_10271

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Елена! Замечательные притчи! Замечательное решение по их применению. Надо будет тоже использовать их в учебном году. Спасибо за идею.
    Ещё мне нравится притча о гвоздях. https://pritchi.ru/id_820

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день! Отличная идея проведения урока мудрости. Обязательно воспользуюсь, спасибо большое!

    ОтветитьУдалить