воскресенье, 21 января 2018 г.

Неделя-навык для цветных полянок.


Всем доброго здоровья!

Ну вот... в нашей школе прошла первая рабочая неделя после долгих каникул... Счастье, что мне довелось попасть в группу "Смешанное обучение" и поучаствовать в конкурсе в этой группе. Столько новых фишек и идей! Люблю я тащить к детям что-то новенькое, интересное. Давно собиралась, но воплощались другие масштабные идеи, времени внедрить что-то новое, не хватало. 
Каникулы были насыщенными в плане поиска и раскладывания по полочкам всех тех фишечек, которыми мы обмениваемся с коллегами в сети (всем огромная благодарность). А еще попалась мне статья Алексея Калачева "Одна неделя-один навык"... И сразу все решилось. Начинаю жить по-новому)))) Решено сделать недели тематическими с отработкой какого-то одного навыка, который не заложен в программное "надо".
И вот неделя прошла. Хочется подвести итоги. Решила в первую неделю попробовать поработать с QR-кодами. Первая неделя-навык предполагала знакомство с этой темой, введение в тему. 
Мы запланировали 
1. познакомиться с функциями QR-кодов ;
2. закачать приложение сканер QR-кода на смартфоны и планшеты;
3. научиться сканировать QR-код;
4: для желающих начать мастер-класс "Генератор (провели мозговой штурм, где и как можно использовать QR-кода)
Вначале недели познакомились с новым приложением, провели мозговой штурм, где и как можно использовать QR-коды. Детям понравилась идея использования этого приложения в школе. Очень удобно, потому что довольно быстро, почти мгновенно, идет отсылка на нужную страничку... Дети предлагали много интересных применений. И даже придумали то, что я не догадалась придумать. Ребята, которые делают энциклопедические проекты по краю, предложили сделать брошюры с изучаемыми объектами, на страничке сам объект, название, 2-3 предложения - интересных факта и QR-код с отсылкой на самый красочный, информативный безопасный сайт. 
За два дня у всех ребят были подключены приложения сканеры. Приятно было наблюдать, как дети помогали друг другу. Для подключения детям и родителям (в ЭЖ) были предложены ссылочки. 
Кто-то пользовался ими, а кто-то искал в браузере свои источники приложений. Каждый мог проверить скорость сканера. Многие меняли свои приложения. Вот тут надо было провести рейтинговый опрос, какое приложение лучше сканирует без зависаний. Однако, умная мысля пришла опосля))) 
Установив приложения, направила детей и родителей на страничку блога "Хочу все знать", где я собираю все интересное про возможности QR-кодов. 
Хочу немного отступить от темы недели и отметить наперед, что попутно в классе случился еще один эксперимент: я решила сгруппировать ребят класса на постоянные группы (цветные полянки), каждая из которых имела свой цвет, место на стенде (рейтинг, дежурство, планы на неделю). 
Раньше групповая работа тоже велась, но постоянный выбор групп, перестановка парт и прочая подготовка забирала массу драгоценного времени. Решили попробовать неделю поработать в постоянных группах. Подготовила класс, сделав перестановку.
Ребят распределила так, чтобы в каждой группе были очень активные ребята и те, кто тянется за сильным звеном. В ватцапе завели цветные группы, в которых решаются совместно групповые вопросы. Адаптация к концу недели прошла успешно. Через тернии к звездам мы все же попали))) Притерлись, сдружились с теми, кто раньше не был записан в перечне верных друзей, оказалось, что у некоторых не очень ярких ребят есть скрытые таланты. Это стало для всех большим приятным сюрпризом. В конце недели все согласились остаться в своих командах, благодарили друг друга за работу, о которой впору рассказать. 

Тематическая неделя очень помогла ребятам сплотить команды, потому что многие задания мы выполняли в группах. Если раньше домашняя работа вписывалась в две колонки (индивидуальная обязательная и индивидуальная дополнительная: опережающая или коррекционная), то с понедельника добавилась третья колонка - групповая работа. 
Школа полного дня - это подарок не только для ученика, но и для учителя, потому что можно воплотить массу задумок через дополнительную работу. Вся групповая и дополнительная работа выносится в больше мере на самоподготовку и внеурочное время. Сделав всю домашнюю работу, ребенок уходит в "свободное плавание", т.е. выбирает личный фронт дополнительной работы или ребята делают групповые мини-проекты. 
Небольшой пример: групповая работа на дом  - литературное чтение. С помощью  QR-кодов найти информацию о морских жителях из рассказа М.Горького "Случай с Евсейкой", сделать коллективный кластер "5 интересных фактов". 
К произведению К.Паустовского подготовила лист-путешественник с QR-кодами, которые выводили ребят на словарики, информацию об авторе, на м/ф по мотивам произведения...
Групповая работа кипит не только после уроков. На уроках окружающего мира использовали QR-коды, работая в цветных группах. Каждая группа получила свое задание, которое нужно было сделать в группе, а потом разъяснить остальным. В процессе двух листов-помощников мы отработали тему по ПДД "Чтобы путь был счастливым" и "Дорожные знаки"...
Посмотрев ролик, надо было найти общие признаки у знаков разных видов (форма, цвет...), привести примеры знаков, рассказать о них...
А вот тему "Огонь, вода и газ" вынесла в перевернутый формат. Ребята по группам получили домашнее задание поработать с ссылочками в маршрутном листе и в учебнике по своей теме, составив плакаты по своему блоку.
Работа на неделе просто кипела. Группы сделали отличные проекты, рассказали столько интересного, требовали новых "маршрутов". Некоторые группы не просто составили кластеры, а создали групповые презентации (так, надо начинать думать про неделю-навык по внедрению Google формы, где можно отдаленно делать  презентации и не только... Но пока доделаем начатое -главный принцип недели-навыка - довести до конца). Некоторые дети убежали вперед, уже учатся генерировать QR-коды, выбрав сервис, который предлагает творческий подход к созданию QR-кода (логотипы, выбор конфигурации и цвета)... Я и не сомневалась, что это привлечет больше... Но пока это только первые шаги. Надеюсь, что мои первопроходцы в последствии станут для ребят и для меня в том числе помощниками)))
Вот так мы работали:
Всю неделю и в фойе работал стенд для ребят. Это очень удобно для рабочих переменок, а также заинтересовывает ребят из других классов. А у нас в плане обязательно будет "научился сам - научи другого". 

Завтра начинаем новый этап. Неделя-навык 2 по желанию детей уже заявлена: будем учиться создавать свои QR-коды. 





10 комментариев:

  1. Лена, Вы такая умница здорово придумано.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, здорово! Мне очень понравилась задумка!

    ОтветитьУдалить
  3. Елена, подскажите пожалуйста, в количественном эквиваленте: смартфоны есть на каждой парте? или 1 на группу? Групповая работа во внеурочное время или на уроке? Вот сколько вопросов. У нас, увы, не школа полного дня- двусменка!, а так интересно и хочется все попробовать и научить ребят, времени конечно не хватает катастрофически!Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Марина. Конечно, перенимать все с чьего-то опыта без корректировки - это, в принципе то же самое, что надеть чужое платье без переделки на себя. Если фигуры не идентичные, то платье либо жмет, либо висит... Нет ничего совершенного для всего сразу. Я подстраиваю свои идеи под свой режим работы, Вы - под свой.
      ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОСЫ:
      Почти у всех моих детей есть смартфоны или планшеты. По договоренности с родителями, они позволяют детям брать гаджеты в школу с учетом, что ребенок будет использовать их только с целью дозвона или в образовательных целях. В ином случае телефон я имею право (опять же по договоренности родителей) попросить положить в "хранилище" (у нас это бывает крайне редко). Но наличие смартфона - это не в коем случае не требование. Не все дети не все имеют подобные технические средства. По сути в группе достаточно иметь хотя бы один-два смартфона, и уже работа кипит. Но ребята целый день в школе. Моя идея как раз и была основана на той проблеме, как завлечь учеников во внеурочную образовательную деятельность, чтобы вторая половина пребывания детей в школе была и на пользу, и на радость. А чтобы делала я в случае, когда дети после уроков уходят домой? Во-первых, можно вставлять в часть урока поисковую работу через QR-коды. Например, на литературном чтении готовимся читать текст. Нам очень важно знать, что за человек - автор произведения. Порой это очень важно для понимания ситуативных моментов в повествовании... Дети получают задание-пятиминутку - найти по заготовленному QR-коду информацию об авторе и представить интересные факты его биографии. Тут рулит креатив - кто как в группах (или в парах) организует свою деятельность. Следующие 5 минут делимся вслух, составляем паутинку ассоциаций по биографии автора... Или... тот же выход на непонятные слова в тексте (учитель заготовил QR-коды - выходы на картинку, словарь, видео...). В принципе, то, что мы раньше тащили в свою линейную презентацию, уже можно выводить на первоисточник прямо на уроке... Таких способов море. Минимум затрат и нам, учителям, и детям (да еще и интересно). Тут главное потратить немного времени, чтобы установить сканеры на смартфоны. А далее все просто. Привыкают быстро, пользуются мгновенно. Но внеурочная деятельность может в Вашем случае продолжаться вне школы. Я своих детей разбила на цветные группы-полянки. В ватцапе у каждой полянки своя творческая группа, куда я и сами дети забрасывают задания. Например, к сегодняшнему уроку чтения одна из групп готовила викторину по тексту. Они просто скидывали свои вопросы в группу, а на уроке открыли смартфон и читали вопросы прямо из переписки. Другая группа готовила характеристику девочки (главной героини) почти так же… Но есть и другой вариант – просто давать домой бланк-задание с QR-кодом (кодами)… Дети с удовольствием поотгадывают загадки по теме, посмотрят ролик, поиграют в тренажерные игры…Просто надо поставить в известность родителям, чтобы были в курсе происходящего и наблюдали, чем занимаются дети со смартфоном. Мои некоторые дети, например, хорошо на каникулах работали. Ну нравится им это. Кстати, в учебе чувствуется прогресс тех детей, которые дополнительно работают в этом ключе.
      Так что, Марина, можно придумывать и придумывать… Давайте вынесу Ваш вопрос в группу (с Вашего позволения), может быть коллеги, которые работают без продленки, что-то посоветуют.
      Удачи, Марина.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Елена! Как же у Вас интересно учиться! У меня 1-ый класс, но я уже думаю о том, что мы тоже будем работать с QR-кодами. Гаджеты есть у детей, не у всех, но есть, будем учиться их использовать в образовательном процессе. Жаль, что у нас школа не полного дня, времени всегда в обрез, но Вы правы, было бы желание. Очень рада знакомству с землячкой! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, у Вас получится, я уверена! Удачи Вам в работе, интересных идей и возможностей для их осуществления.

      Удалить
  5. Здравствуйте.Для работы с QR- кодами нужен интернет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для того, чтобы сгенерировать QR -код, интернет нужен обязательно.Для работы с готовыми кодами - не всегда. Если Вы кодируете ссылки на интернет источники, то нужен. Если Вы кодируете текст, можно обойтись без интернета.

      Удалить