понедельник, 7 января 2019 г.

Мозговой штурм "ПРО-ДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ И КНИГИ"

Все доброго здоровья и интересных будней.
Чтение - не просто важное умение. Это другой мир, который можно соединить со своим миром, делая его шире, ярче, интересней... Работая в школе, где давно девизом стало название программы "Школа, где процветает грамотность", конечно, на первый план выходит книга и чтение. За несколько лет собралось большое количество разных читательских фишек, которые реально помогают детям стать вдумчивыми читателями.Мы много говорили о стратегиях чтения, делали на них упор, учились сами и учили детей, как работать с текстом. А сегодня назрела потребность поговорить о мотивации к чтению. Поделиться тем, что получается у нас. Послушать тех, кто готов поделиться своими мотиваторами. Есть смысл создать интересный островок продвижения чтения, куда мы с удовольствием пригласим всех желающих. И взрослых, и детей. 
(Блог только в разработке)

А пока наш мозговой штурм продолжаем в этой публикации и в ФБ в группе "Учительские фишечки" тут  https://www.facebook.com/groups/184430342151485/permalink/337028793558305/ и тут
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2236767999708110&set=gm.336789446915573&type=3&theater&ifg=1

Пока я вытаскиваю из своей головы (с помощью моих славных помощников группы "Учительские фишечки") и из ваших в том числе разные фишки и раскладываю на временные полочки-блоки. Буду благодарна, если вы предложите другую классификацию. 


МОТИВАТОРЫ - ЁМКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 

1. КЛУБ Семейного чтения. Обсуждения одной прочитанной книги или цикла книг по определенной теме. Диспуты «родители-дети». Любимая книга детства – рекомендуют родители детям. Любимая книга мамы. Любимая книга папы. 
Пример заседания клуба Семейное чтение тут 
2. Книжные ярмарки – реклама книги. Это должно быть традицией в классе или в конкретном кругу людей (даже онлайн это можно делать). Задача ярмарки – «продать» свою прочитанную книгу с помощью рекламы (а в рекламе все средства хороши) 
3. Онлайн-продвижение – создание читательских групп, Инстаграм-продвижение, создание блогов, посвященных серии книг… Конкурсы «Инстаграм-звезда», «Герой книги-мой герой» 
4. Читательские конференции (детские, родительские, учительские, смешанные) + выбор книг на "Золотую полку" класса или школы


5. Интернет-группа или живая группа в классе для читателей, где книги ищут своих читателей через тех, кто делится своими впечатлениями о книгах
6. Клуб активных читателей со своими правилами (ребенок сам создаст правила своего клуба) 

7. Работа на уроках в формате ЧТЕНИЕ С ЭКРАНА https://chteniesekrana.blogspot.com




8. Работа проекта "Литературный марафон" (чтение, обмен аннотациями, творческие задания)
9. Литературные квесты по книгам или серии книг.


СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА 
1. Дневники чтения, читательские бортовые журналы. Цель – подготовка к читательским ярмаркам, рекламам, читательским конференциям 
2. Постерная презентация – по продвижению прочитанной книги. 
3. Голос книги. Акция, которая работает систематично. Диктофонные чтения в классную группу WhatsApp Messenger или в блог. Или создание роликов (диктофонная начитка+изображение, связанные в ролик)
4. «Сказка учителю на ночь» - дети 1-2 класса шлют подготовленные (или в первичном чтении) отрывки или небольшую сказку в диктофонном голосовом сообщении 
5. Час чтения. Должен работать в школе (или в семье) в системе. Условия: на этом уроке (хорошо, если такой урок введен в режимный) должны читать все, кто находится в классе (и учитель, и воспитатель, и гости, если таковые есть) + выбор места для чтения ЖЕЛАТЕЛЕН в свободном ключе (ковер, диван, подоконник – если это уместно, можно со своим стулом уединиться в любимый уголок…). Но важно, чтобы при этом в классе сохранялась относительная тишина (если чтение не жужжащее – как в первом классе) 

6. Чтение в парах (на уроках хотя бы 1-2 раза в неделю). Дети читают текст в парах по очереди. 
7. Пополнение каталога «Свободное чтение» интересными книгами-новинками https://docs.google.com/presentation/d/1VSlQ78DSmphiWj7L0H28jjLNKHlyBvRtKNMtt_YbX-k/edit#slide=id.p3

8.  Банк-а читательских впечатлений. Дети по окончании чтения пишут свои эмоциональные отклики о кнгие и кладут в банк (банка читательских эмоций). Выделяем дни или определенное время для посещения банка. На бланках-мотиваторах должны быть название книги, автор + эмоциональный отклик 2-3 предложения. Можно сделать таблицу лайков (спасибок) - кому больше всех поставят за удачную мотивацию
9. Работа в формате "Семь шагов к зрителю" 


МОТИВАТОРЫ В СЕМЬЕ И НЕ ТОЛЬКО 
1. Начну-продолжи (интрига новой книги). Взрослый начинает чтение до интригующего момента и передает чтение ребенку.
2. Попеременное чтение. Чаще всего используют на начальном этапе обучения чтению, когда ребенку читать еще трудно. Берут интересную книгу и договариваются читать по очереди: взрослый-ребенок и т.д. Если чтение идет очень трудно, взрослый читает больший отрывок. Можно использовать этот прием в чтении в парах, где друг другу читают по очереди дети.
3. В семье и в классе «литературная переменка» - установить вначале НЕБОЛЬШОЕ количество времени!!! После чтения объявить (написать), что больше всего понравилось! Рамки времени строгие! По окончании времени (можно установить будильник) все должны прекратить чтение и в оном предложении сформулировать, что больше всего понравилось.
4. Сказка на ночь младшему брату или сестренке. Возможен вариант, бабушке или дедушке (но нужна подходящая книга, схитрить, предложить почитать им именно ту книгу, которую хочется подсунуть для чтения ребенку)… Просить читать до тех пор, пока ребенок сам не зацепится за чтение этой книги.
5. Сертификат-подарок в книжный магазин
6. Традиционные походы в книжные магазины с правом выбора своей книги
7. Праздник дома – дни рождения любимых писателей, пополняя список авторов.
8. Общая книга недели. Дети и родители читают одну и ту же книгу, беседуют о ней...
9. Квест-подарок. Замотивировать найти книгу, устроив ребенку квест-подарок: выписать из нее интересные фрагменты, нарисовать или найти в инете иллюстрацию-зацепку, сделать станцию «Голос книги» (найти интересный фрагмент или записать самой), прочитать книгу и составить несколько потрясных вопросов к книге….
10. Взрослые – пример для ребенка. Семейный час чтения. Читают все!
11. Слушание книги… Аудио чтения в машине. Часто такое чтение имеет неожиданную остановку. Возможность дочитать книгу должен умело предоставить взрослый, заранее подготовив книгу в доме.
12. Диафильмовое чтение. Особенно интересно в семейной обстановке
13. Личностное НЕПРИНУЖДЕННОЕ общение по теме книги. Когда беседы становятся нормой семьи или отдельных ее членов.
14. Читательские традиции семьи: книги в подарок, поход в библиотеку, где все берут книгу, банк-а желаний на определенную книгу…
15. Фонарик для чтения под одеялом. В определенное время (за полчаса до сна) ребенка укладывают в постель и забирают все гаджеты. Остаётся только фонарик и книга, которыми МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ в течение получаса. Интерес таинства чтения можно подстегнуть, если кто-то из родителей расскажет, как это было у него в детстве и подарит тайный фонарик (вроде бы в тайне от всех домочадцев)
16. На первом этапе становления читателя желательны небольшие тексты с хорошими мотивирующими качественными иллюстрациями.

ПРИЕМЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ И МЕЖДУ НИМИ
1. Провокационный вопрос по книге, по сюжету, по ситуации из книги. Например, а ты бы как поступил на месте такого-то героя. Или,
2. Таблица вероятностей. Выписать в одну графу всех героев произведения, во вторую графу эпитеты, связанные с героями, в третью -ключевые слова-существительные произведения, в четвертую – ключевые слова действия и т.д. Дать возможность ребятам соединить эти слова в свою картинку-текст.
3. «Пятиминутка погони за знаниями» или «Что узнал за 5 минут». Лучше использовать энциклопедические источники. Кто за 5 минут узнал больше и чего (обязательно одним предложением поделиться)
4. Реабилитация «вредных» героев. Прочитать книгу, найти отрицательных героев и реабилитировать их, приведя аргументы их нужности в книге или в жизни вообще. Возможно, найти в этих героях положительные стороны.
5. Интрига – письмо героя о помощи. Но, чтобы ответить, нужно прочитать книгу и предложить свой креатив вариант…
6. Письма героям книг, сказочным персонажам (письмо-знакомство, письмо-предложение выхода из ситуации, письмо-поздравление…)
7. Покадровое иллюстрирование книги (один читает, другой фиксирует).
8. Допиши свой конец. Очень хорошо подходит к произведениям, где хочется изменить концовку или дописать свою. Объявить детям задание сразу.
9. Дискуссия на разные поставленные вопросы из книги. Или по серии книг (чем больше прочитал, тем больше аргументов для спора)
10. Портальные вопросы – создание вопросов, которые уводят за рамки исходного текста. Читая, ребенок или взрослый фиксирует свой вопрос, выносит его на бумагу, ищет ответ сам (а это часто уже новый текст) или предлагает найти ответ своим товарищам или собеседникам.
11. «Кто читает, тот всегда найдет!» В книге (с небольшим текстом) спрятана ключевая фраза или слово – отгадка на задачу или загадку. Даем всем детям задание – найти. Можно устроить соревнования, кто найдет первым.
12. Публичная дуэль – чей герой круче (чья книга лучше). «Сражаются» те, кто читал книгу и знает своего героя (книгу). Слушают те, кто не читал. А потом высказывают свое мнение, кто лучше защищал своего героя (книгу), кто-то заинтересовался прочитать книгу победителя или проигрыша (для своего интереса или для того, чтобы попробовать победить с другим дуэлянтом другой книги-оппонента)
13. Инсценировка отрывков любимых книг и показ друг другу для мотивации. Можно использовать хотя бы один раз в четверть. Хорошо, если есть в классе стабильные команды, которые договариваются о чтении одной книги и представляют ее на театральной ярмарке в своем классе или в других классах. А потом провести опрос, какие книги стали продвинутыми.
14. Покадровое иллюстрирование (наскальные рисунки). Вариант первый – все читают одну книгу, делают покадровые схематичные заметки, сравнивают, совпадают ли ключевые моменты книги. Вариант второй: читаю книгу (или кто-то читает)– делаю (ет) схематичную раскадровку, предлагаю(ет) кому-то восстановить текст только по покадровой шифровке. Объявить, на сколько процентов было угадано. А потом предложить прочитать версию автора.
15. Реальные истории переносим в чтение книги с подобными ключевыми моментами. Обсуждаем.
16. Перенос книги в реальную жизнь. Ставим себя на место героя, пробуем чувствовать, рассуждать, действовать вместе с ним. Предлагаем свои версии действия в разных ситуациях.
17. Читаю-увлекаю. Читаем книги и, не дочитывая, рассказываем другим, о чем прочитали. Предлагая другим придумать продолжение в трех предложениях.
18. Использование аудиокниги. Как вариант – аудиокнига в отрывке. Остальное дочитай сам. Нельзя недооценивать аудиокниги, так как с их помощью дети учатся не только читать, но и разговаривать с уверенностью и правильной интонацией.
19. Чтение по диагонали. Задача – найти слово ответ. Если мы берем отрывок из интересной книги, обязательно указываем автора и название. Можно QR-код для выхода на книгу.
20. Песня – книга. Дать послушать ребенку книгу и три книжки (небольшие) и предложить порассуждать, к какой книге она подойдет больше и почему.
21. Чтение с пометками. Стикер-бум. Читаем произведение, оставляя личные пометки на полях (используем стикеры с записями)
22. Волшебные заКЛАДки, указатели клада мудрости в книге (мудрые цитаты). Хорошо использовать липкие закладки.
23. Аннотации к книгам в начале книги.
24. Коллажирование по теме книги или произведения.
25. Проф-читатели. Чтение книг с профессиональным заданием: читатель-критик, читатель-художник, читатель-дизайнер, читатель-биолог, читатель-психолог и прочее
26. Плюсы и минусы книги. Читая, фиксировать положительные и отрицательные стороны книги (не героев!)
27. Эссе-рассуждения по поставленной проблеме книги.
28. Библиокэшинг – поиск ответов на вопросы текста (кэшинг – поиск сокровищ незнакомом месте – игра) 
29. Обзор прочитанных книг с остановкой на интересном месте - интрига. Зацепило? Дочитай сам! 
30. "Банк вопросов" или "Приемный пункт срочной помощи".Класс читает одну книгу или тематический блок книг. На стенде (вариант - Гугл-документ) ватман вывешен на определенный срок. "Ребята на нем записывают вопросы, которые им показались интересными, могут быть каверзными" (Н.Минеева)
31. Для переводной литературы интересны "битвы переводчиков" (условное название). Сравниваем различные переводы одного произведения, читаем вслух, заучиваем наизусть, анализируем.
32. "Битва переводчиков-2" - есть интересный прием перевода поэтического текста в прозу, когда требуется поработать с сюжетной линией текста или выстроить картинку поэтического произведения.

МОТИВАТОРЫ-ПРОЕКТЫ-ИГРЫ 

1. Настольная игра-бродилка с фишками. Каждая станция – задание – прочитать отрывок из книги (книги личной библиотеки или заготовленные карточки с авторами и названиями книг – можно сделать обложки книг с цитатами)
2. Создание игр-онлайн и других мультимедийных интерактивных упражнений в сервисе LearningApps.org - https://learningapps.org
3. Живой буктрейлер. Создать видеорекламу книги с помощью подручных средств.
4. Фильм-книга (книга-фильм) – Шерлок Холмсы ищут отличия.
5. ЛЭПБУК по книге.
6. Фото-иллюстрирование по произведению.
7. Изготовление экспоната для музея «Про-Чтение Книги»
8. Исследуем биографию автора, ищем в книгах (в книге) то, что знание биографии помогает понять мотив.
9. Создание цитатников к прочитанной книге, которые могут стать мотиваторами для других. Можно делать в блоге или в Гугл-документах.
10. Создание игры «Мемори», используя тему книги
11. Сбор пословиц, поговорок, фразеологизмов к конкретной книге. Создание брошюры.
12. Создание трейлера к книге (видеорассказ о книге или инстаграм-видео-приглашение к чтению)
13. Создание мини-театра по группам. Мини-спектакль 2-3 человека со съемкой ролика (этюд из произведения). Можно работать в одной книге и разбирать разные сцены. А можно работать по разным книгам определенной тематики
14. Пословичный квест. Зашифрованная сказка (любое произведение, текст песни, стихи) в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Пример https://biomagic27.blogspot.com/2019/01/12-zashifrovannaya-zimnyaya-skazka.html?fbclid=IwAR03t2YN-eHLWYZZ8SKJaGs9F_OWkVVtKM7mDRMbiW7vOGS1-Y_fBv5pPZ8 «В шифровке этой зимней сказки использую, как вариант, принцип пословицы и поговорки. Последовательные эпизоды, выражены через народную мудрость. Данный принцип шифровки можно использовать при организации квестов, внеклассных мероприятий и праздников». (Астраханцева Ольга)
15. Создание мультфильмов по произведению (рисованные, пластилиновые, из биологического материала, из игрушек-самоделок)

АКЦИИ 
1. Буккроссинг – выпускаем книги в свободную жизнь.
2. Читатель узкого круга. Читатель-критик, читатель-художник, читатель-переводчик, читатель – автор комиксов, читатель-юрист и прочее…
3. Закладка-мотиватор. Создание с детьми или взрослыми закладки, на которой есть рисуночки-мотиваторы, фразы-мотиваторы или вопросы-мотиваторы.
4. Супер-обложка-мотиватор. Ребята делают макет супер-обложки для книги с мотиватором-изображением, мотиватором-высказыванием и другими дополнительными вставками (например, QR-кодами на разные источники, связанные с темой книги или автором)
5. Читайка-поменяйка. Дети (с разрешения родителей – обговариваем заранее) приносят книги из дома, рекламируют их (устно или мини-рекламки на стикерах-мотиваторах) и меняются книгами для чтения.
6. Выкуп книги. Нужно «выкупить» разными аргументами чтение очередной книги, которая уже прорекламирована и имеет очередь на чтение.
7. Выстрой очередь за своей книгой. У кого очередь получится длиннее. Каждый в очереди должен уметь ответить на вопрос: «почему ты хочешь прочитать эту книгу?»
8. Стимулированное чтение – рейтинг прочитанных книг списка. 
9. Флэш-моб "Читающие человечки". Дети делают по шаблону бумажных человечков (себя), в руках которых лучшие книги за оговоренный срок чтения. Как вариант "Облако книг четверти"

10. Флэш-моб "Моя полка книг". Дети коллажируют с помощью доработанных корешков книг свои читательские полочки.

11. Библиодрайвинг (термин Александр Лобок) – обмен книгами в упаковках-мотиваторах.

12. Расскажи о любимом писателе в 20 словах. Можно предложить другое условие, например, дуэль интеллект-карт или тематического алфавита (когда набираем ключевые слова темы в алфавите)
13. Акция 14 февраля "Книга в подарок. Родители-детям". Об этой акции можно прочитать тут (как это было) https://klassnagizn.blogspot.com/2018/02/blog-post_14.html и тут - подготовка к акции  http://klassnagizn.blogspot.com/2018/02/blog-post.html



Страничка будет обновляться и пополняться в связи с новыми вашими предложениями. Обещаю насытить страничку фотографиями и ссылками на интересные островки с читательскими фишечками, которые уже проявили себя в практике.


7 комментариев:

  1. А ещё можно сделать комиксы по книге или произведению.Дети в парах или индивидуально выполняют.

    ОтветитьУдалить
  2. Столько идей! Что тут ещё можно предложить. Хочется попробовать то, что уже написано. Нахожусь под впечатлением. Спасибо за идеи. В прошлом году проводила библиокешинг по книгам Е. Пермяка. Вот сайт https://sites.google.com/view/astrud/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F?authuser=0 Возможно, что мой опыт будет полезен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, спасибо! Сегодня только что в группе узнала это новое слово - библиокешинг... Суть понятна и знакома. Но в новом облачении есть что-то интригующее))) Берем!! За ссылку отдельная благодарность. Очень важны примеры!

      Удалить
  3. Здорово как, Лена! Теперь на тебя можно подписаться через гаджет!
    Настоящий клад!
    А еще можно шифровать небольшие произведения, сказки. Я использовала такой прием на сказках https://biomagic27.blogspot.com/2014/09/blog-post_25.html

    А еще мультик можно попробовать сделать. Например, из пластилина. Или просто сказку налепить всем классом.
    А еще марионеток наделать из бумажных рулончиков. Мы как-то делали, еще кода я училась "Щелкунчика". У нас был удивительный учитель по рисованию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, ты кладезь!!! Спасибо за решительно новое и интересное!!! Бум дружить сайтами))) На один я уже ссылочку на твой блог вывела.

      Удалить
  4. Большое человеческое спасибо! Столько замечательных идей!!!

    ОтветитьУдалить